Яхты, которые мы выбираем.

 

На сегодняшний день многотысячелетний прогресс позволяет людям использовать для работы и отдыха суда всевозможных типов, размеров, и конструкции. Однако, несмотря на почтенный возраст рынка в мировом масштабе, ориентирование в предложении для многих любителей отдыха и спорта на воде  не очевидно.  В данном обзоре мы постараемся отобразить критерии, которые имеет смысл использовать при оценке и принятии решения о приобретении парусной лодки. Речь пойдет о некоторых наиболее важных характеристиках: размере судна, материалах корпуса, элементах конструкции, парусном вооружении. Статья предназначена для начинающих яхтсменов.  Опытные спортсмены имеют свое представление о необходимом им типе судна, и эта статья вряд ли будет им полезна.

 

География использования – важнейший фактор для будущего судовладельца. Акватория, сроки навигации, характерные глубины, береговая линия – вот неполный перечень того, на что следует обратить внимание. Если Вы предполагаете использовать судно в морских акваториях и крупных озерах, то на надежность конструкции и репутацию производителя следует обратить особо пристальное внимание. Как известно, парусные яхты бывают килевые, швертботы с легким выдвижным швертом (обычно легкие прогулочные лодки) и компромиссы (яхты с более - менее тяжелым выдвижным килем).

На морских акваториях широко используются килевые яхты, как наиболее эффективные и безопасные. Киль у яхты выполняет две функции: повышает остойчивость яхты и препятствует дрейфу на острых курсах по отношению к ветру. Весьма привлекательно выглядит элегантная яхта, стоящая в живописном уголке у Вашей дачи,  подобный вид наполняет сердце любого человека гордостью.

 

 

Однако в нашей стране не так уж много обширных акваторий, зато есть масса мест, где интересно побывать, но с осадкой полтора - два метра не пройти. Кроме того, килевую яхту обязательно нужно где то держать, а удобных стоянок не так уж много, и цены на их услуги постоянно растут. Отдельно следует продумать возможность подъема лодки из воды, это периодически приходится делать.

Весьма большое распространение в нашей стране получили яхты «компромиссы» - с опускающимся тяжелым швертом - килем. Поднятие шверта позволяет без особых проблем подходить к необорудованному берегу и значительно расширяет возможную географию плаванья. К тому же лодку с подъемным килем гораздо легче транспортировать в случае необходимости. Но у подобных яхт, как у всякого компромисса, есть недостатки. Выдвижной киль обычно менее эффективен, чем постоянный, так как его не всегда можно сделать достаточной массы и длины. При этом приходится организовывать механизмы подъема киля, которые могут работать не надежно и стоить дополнительных денег. Сам киль часто убирается в специальный колодец, который занимает место в каюте. Если же колодец делается под днищем, то осадка лодки существенно возрастает и становится сравнимой с осадкой килевой яхты.

Наконец, весьма распространенным недостатком подобной конструкции является течи  в районе швертового колодца. Это связано с тем, что создание надежного механизма крепления убирающегося  киля массой несколько сотен килограммов на небольшой лодке является нетривиальной инженерной задачей. При этом в век склонности к экономии материалов производители не всегда уделяют внимание этой проблеме, ведь в новой лодке течей нет, они появляются только после некоторого периода эксплуатации…

Существует класс парусных лодок, которые не имеют тяжелых килей. Выдвижной шверт в таких лодках предназначен только для препятствованию дрейфу. В качестве балласта выступает экипаж лодки, который должен эффективно перемещаться во время плаванья. Обычно швертботы – легкие лодки, способные развить высокую скорость под парусами. Но следует иметь ввиду, что швертботы иногда ложатся парусами на воду, или даже переворачиваются, поэтому экипаж должен сопоставлять свои возможности с окружающей обстановкой, ветром, акваторией и правильно регулировать паруса. В случае опрокидывания все должны знать, что делать, как поставить лодку на ровный киль.

Отдельно стоит упомянуть про многокорпусные суда. Катамараны и тримараны имеют ряд преимуществ перед обычными однокорпусными яхтами, так как они существенно легче килевых яхт (балласт отсутствует) и при этом из за высокой остойчивости формы могут нести значительно большую площадь парусов при том же водоизмещении. К сожалению, у многокорпусных судов есть и недостатки. Какая либо транспортировка крупного катамарана по суше сопряжена с трудностями, порой непреодолимыми. Стоимость производства двух корпусов выше, чем одного, кроме того для полной реализации преимуществ многокорпусной схемы имеет смысл использовать наиболее современные материалы, которые достаточно дороги. Поэтому большое распространение  имеют только небольшие легкие катамараны, разборные, надувные, для пляжного отдыха и т.д.

 

 

Будущий владелец должен четко представлять себе, где будет храниться его лодка. Если речь идет о килевой яхте, то наиболее простое решение – специализированный яхт клуб. Имеет смысл заранее уточнить стоимость стоянки судна на воде, а так же возможности и стоимость хранения в зимний период. Кроме того, нужно уточнить, удастся ли поднимать яхту имеющимся оборудованием, ситуацию с навигацией в прилегающей акватории, поговорить с другими членами клуба.

Если яхта небольшая, относится к так называемому классу «трейлерных лодок», которые можно буксировать за автомобилем, то проблем со стоянкой будет существенно меньше. Тем не менее, нужно заранее подумать, где будет стоять трейлер с лодкой, как лодка будет спускаться на воду, достаточной ли мощностью обладает Ваш автомобиль и т.д.

 

Размер имеет значение, когда речь заходит об эксплуатации лодки. Во первых, чем больше лодка, тем в общем случае больший экипаж ей требуется. Разумеется, сегодня никого не удивишь даже океанскими переходами одиночек на крупных макси яхтах. Однако осуществляются такие переходы на специально оборудованных лодках многоопытными спортсменами,  а управлять в одиночку или с неопытным экипажем яхтой 7-12 метров может быть проблематично и даже опасно, тем более для начинающих яхтсменов.

Кроме управления лодкой в походе, яхте требуется обслуживание. Обслуживание силами сторонних компаний довольно дорого и практикуется редко, тем более что чем больше судно, тем большее количество мелких и крупных проблем на нем приходится решать. Не имея постоянных помощников, владелец яхты рискует постоянно оказываться в ситуации, когда лодка не готова к плаванью из за нерешенных проблем.

 

Важное значение имеет конструкция яхты и материал, из которого она сделана.

В настоящее время наиболее распространенными являются лодки из стеклопластика. Остановимся подробнее на этом варианте. На самом деле то, что называется «лодкой из стеклопластика» включает в себя довольно много вариаций по материалам и технологии изготовления.

Любители обычно строят лодки из стеклоткани, пропитанной эпоксидной смолой. Такая конструкция прочна, и при соблюдении технологии весьма надежна. Однако стеклопластик этого типа не обладает достаточной жесткостью, при постройке лодок приходится увеличивать толщину материала (количество слоев стеклоткани) и/или использовать внутренний силовой набор. Это приводит к повышенному расходу материала и увеличенному весу конструкции. Кроме того, использование эпоксидных смол из за ряда их свойств не очень удобно при промышленной постройке лодок.

При промышленном производстве широко применяют полиэфирные смолы, так как они технологичнее. При этом, с целью экономии, вместо стеклоткани часто используют стекломат – не переплетенные в виде ткани волокна стекла или даже технологии «набрызгивания» стеклянных нитей со смолой специальной установкой. Слои стеклоткани, стекломата и стеклянных нитей образуют конструкцию достаточной жесткости и прочности, но при малейшем несоблюдении технологии появляются дефекты.

Основной проблемой всех композитных материалов является расслоение и различные дефекты, связанные с технологией «объединения» в композите разнородных материалов. Вода проникает через капилляры между слоями, это приводит к повреждению связей внутри «композита», отслоению декоративного слоя и т.д. (особенно все это актуально для нашего климата с зимним хранением лодок на открытых площадках). Разумеется, на новой лодке такие дефекты отсутствуют,  и различные технологии изготовления стеклопластика могут быть более или менее устойчивы к подобным явлениям. Но нельзя забывать, что производители яхт находятся в условиях жесткой ценовой конкуренции, постоянно внедряют технологические новшества, стараются экономить материалы и как поведет себя конкретная лодка заранее не известно. Особенно тщательно нужно осматривать подержанные лодки.

Отдельно нужно сказать про композитные конструкции с различными наполнителями. Как уже упоминалось, при высокой прочности стеклопластик не обладает высокой жесткостью. Для исправления этого недостатка и сохранения массы конструкции на минимальном уровне иногда используется «бутерброд», где между слоями стеклопластика (или углепластика) прокладывается наполнитель – бальзовое дерево, пенопласт, специальные соты и т.д. Конструкция получается чрезвычайно легкой, прочной и жесткой и часто применяется на гоночных судах. К сожалению все, что сказано про проблемы расслоения в полной мере относится и к таким конструкциям, причем как правило неприятности проявляются здесь значительно раньше, чем при других способах изготовления стеклопластиковых корпусов. Поэтому необходимо быть абсолютно уверенным в производителе и продавце, приобретая такую лодку для повседневной эксплуатации, тем более, если яхта подержанная.

В последнее время в мире наблюдается повышение интереса к традиционному материалу судостроения – дереву. При этом дерево используется с учетом последних достижений технологии. Например, технология ламинирования (выклейки) корпуса их шпона на основе синтетических смол позволяет создать весьма долговечные корпуса, при этом более легкие и жесткие чем стеклопластиковые при аналогичной прочности.

Не потеряли своей актуальности и традиционные методы постройки, применявшиеся на протяжении десятилетий.

В общем случае будущему владельцу небольшой лодки следует иметь ввиду, что деревянный корпус обычно требует более менее постоянного внимания и ухода, который впрочем не слишком сложен, если ситуацию не запускать (не следует оставлять без ремонта даже небольшие повреждения деревянных деталей). Стеклопластиковый корпус в первые годы после постройки при аккуратной эксплуатации вообще не требует особого ухода, но такая лодка имеет свойство «накапливать» проблемы, не видимые снаружи, и ремонт может оказаться весьма сложным и дорогостоящим.

В эксплуатации имеется довольно значительное количество лодок, построенных любителями. Наиболее часто применяемая технология – использование фанеры для внутреннего набора и обшивки,  с последующей оклейкой стеклотканью с целью повышения прочности и износостойкости обшивки. Самостоятельная постройка лодки не требует специальных навыков и дорогостоящих материалов, и позволяет сэкономить средства. При принятии решения о самостоятельной постройке следует иметь ввиду, что стоимость корпуса составляет примерно 30-40% стоимости готовой яхты, и нужно оценить свои возможности с точки зрения приобретения рангоута, такелажа, парусов, дельных вещей и т.д.

Впрочем, любители активно применяют творчество при постройке, ведь они не связаны жесткими рамками технологического процесса. Какие - то вещи могут раздобыть «по знакомству», что то изготовить самостоятельно, что то  упростить с учетом условий эксплуатации лодки. В интернете достаточно много материалов, посвященных постройке яхт, имеются чертежи,  многие истории написаны с талантом и юмором.

Приступая к постройке яхты, нужно обязательно учитывать свой опыт и возможности. Постройка даже небольшой лодки требует времени, места, учета технологии переворачивания корпуса и спуска на воду.  Поэтому для начинающих целесообразно выбрать проект лодки небольшого размера и максимально использовать готовые детали, комплекты деталей для сборки (например, www.woodboats.ru )

Относительно небольшое количество яхт строят из металла. Постройка небольшого корпуса из стали не оправдана, так как стальной корпус получится очень тяжелым. Обычно стальные яхты – это крупные суда, стоящие значительные суммы.

Алюминий для производства небольших яхт так же применяется не часто.

 

Перед покупкой или постройкой яхты нужно определиться, для чего она будет использоваться.

Если предполагаются более или менее длительные походы, то следует обратить внимание на условия обитаемости и оснащение. Разумеется, походы в сотни километров совершаются даже на маленьких байдарках, но тут каждый должен решить для себя, какой приемлемый уровень оснащения допустим. При этом следует иметь ввиду, что не всегда уровень комфорта зависит от величины лодки. Существуют варианты высоко оснащенных лодок длиной 5-7 м  и совсем простые яхты 9-12м. Разумеется, уровень оснащения неразрывно связан с ценой. Впрочем, будущий владелец может рассмотреть вариант постепенного самостоятельного дооснащения яхты, большинство материалов и деталей можно приобрести в специализированных магазинах или через интернет.

Не стоит приобретать крупную и дорогую лодку, если вы планирует короткие прогулки на даче по выходным. В таком случае лучше обратить внимание на небольшую, но хорошо продуманную конструкцию, и Вы сможете в полной мере насладиться парусом, вместо решения хозяйственных проблем.

 

Если Вы предполагаете участвовать в гонках, то нужно заранее подумать, яхту какого класса приобретать. В настоящее время в России есть несколько классов яхт, для которых периодически устраиваются гонки и даже чемпионаты страны (информацию можно найти в интернете). Сегодня ни один из классов не обладает бесспорным лидерством по массовости. Старые некогда популярные лодки классов «микро», «четвертьтонники», «полутонники» и т.д. постепенно сходят со сцены, так как их конструкции устарели и уже не могут конкурировать с современными судами. С другой стороны, современные лодки относительно дороги и пока не приобрели широкого распространения. Государство в настоящее время практически не занимается парусным спортом, а у частных компаний недостаточно средств, что бы глобально влиять на яхтенное сообщество. Кроме того, у многих яхтсменов за последние десятилетия сложились собственные взгляды на «идеальный» класс, при этом эти взгляды порой кардинально расходятся. Кто то под влиянием зарубежного опыта стремится к совершенным технологиям, кто то из за  финансовых ограничений считает, что массовый спорт нужно начинать с простого и недорогого.  Всегда имеет смысл узнать, какие лодки наиболее популярны в Вашем  регионе и принимать решения используя эту информацию.   

Заключая этот небольшой обзор, хочется пожелать всем удачного выбора и безграничного наслаждения на просторах водной стихии!

 

www.woodboats.ru                                                                            Ноябрь 2009